АВТОРИЗАЦИЯ
+
Введение

Автор: Сергей Долженко
Научный руководитель: д.п.н. Е.В. Григорьева

 

Феномен сновидений, как производный от физиологического состояния сна, естественным образом присущ человеку и с древнейших времен его пытались объяснить. Для изучения физиологии и нейробиологии сна у человечества не было адекватных средств и поэтому все усилия были сосредоточены на интерпретации видимых проявлений феномена - содержания сновидений, т.е., тех картинках, которые становились доступными при пробуждении. Поэтому теоретические основы интерпретации содержания сновидения заложены еще в глубокой древности. В фольклорных, мифологических, затем в дошедших до нас древних письменных мы находим примеры толкований. Тогда же стали складываться два концептуальных представления об их происхождении и функциональном значении:

Мифологический. Сновидения - язык, на котором боги (высшие существа) общаются с людьми.

Естественнонаучный. Сновидения - сигналы, посылаемые внутренними органами человека.

Обе концепции, несмотря на взаимоисключающие положения, были тесно увязаны друг с другом необходимостью интерпретаций образов сновидений либо как лексических единиц языка, либо как сигналов-маркеров того или иного физиологического состояния.

В соответствии с первой концепцией развивалась практика интерпретации (толкования). Если выделить рациональный субстрат, заложенный в этом подходе, увидим, что к образам сновидений относились так же, как к семантическим единицам другого языка. Поэтому составление словаря (сонника) этого языка являлось практической необходимостью.

В соответствии со второй концепцией сновидения использовались во врачебной практике. Еще китайский трактат о сновидениях Мен-Шу ( 640 г.д.н.э.) гласил, что содержание снов раскрывает телесные и умственные изменения, происходящие со сновидцем.

Ярким представителем естественнонаучной концепции в Древней Греции стал Гиппократ (460 д.н.э.), который связывал содержание сновидений с физическим и психическим здоровьем человека. Аристотель (384-322 д.н.э.) считал, что на содержание сновидений оказывает влияние состояние организма и поэтому по снам можно выявить начинающееся заболевание. Врач Гален (около 131-200) также полагал, что в сновидениях отражается состояние организма.

С появлением и развитием христианства в западноевропейской культуре меняется лишь форма традиционных представлений о природе сновидений - теперь не языческие боги, а святые и праведники общаются с людьми во сне. Христианство фактически расширяет практику интерпретации сновидений, приписывая ценности абсолютно всем снам, поскольку Божественное провидение через Святой Дух может проявляться везде и повсюду. Но зато подвергаются критике предсказательные свойства сновидений, а предсказание будущего по сновидениям в IV веке прямо запрещается Первым Собором в Анкире в 314 году.

Вместе с постулированием аскетизма и пренебрежением к телесному, физическому миру человека,угасает на несколько веков развитие второго традиционного подхода естественнонаучного.Правда, практический опыт наблюдения за сновидениями все же привели к включению в раннехристинскую типологию сновидений такого источника как человек (его «желудок и разум»). Но это была попытка совместить несовместимое. Если сновидения - язык общения с Богом, как выделять те сны, в которых с человеком разговаривает его "желудок"? Даже Блаженный Августин (354-430) не мог сказать на этот счет ничего, кроме как доверять своему чутью.

С кризисом христианства и зарождением научного материализма естественнонаучный подход возобновляется вместе с интересом ко всему чисто человеческому. Арнольд из Вилановы (1240-1311), Ф. Бэкон (1561-1626), Пьер Жан Кабанис (1757-1808), М.Simon (1888) и другие отмечали в своих работах зависимость содержания сновидений от внутренних органов.

К XIX веку оба традиционных подхода претерпевают значительный кризис. Мифологический (это можно проследить по истории сонников) так и не смог решить задачу создания списка универсальных образов сновидений. Интерпретация содержания сновидений по сонникам и так балансировала на грани искусства и шарлатанства, а с развитием полиграфии сонники превратились лишь в доходную статью издательского бизнеса. И как в свое время при развитии христианства и соответственно мифологической концепции понимания природы сновидений угасал естественнонаучный подход, так и в эпоху атеизма мифологический подход замирает.

Исследователи естественнонаучной концепции не смогли выделить образы-маркеры, по которым можно было понимать сигналы организма и точно их интерпретировать.И стали склоняться к мнению, что сновидения надо рассматривать как телесный, "во всех случаях бесполезный и во многих болезненный процесс (Бинк)" (цит. по З.Фрейд "О сновидении" (1)).

Поэтому ни одна из традиционных концепций не смогла развиться до полноценного научного взгляда на природу сновидений.

Открытие области бессознательного в психике человека побудило З. Фрейда (1901) рассмотреть сновидения, как продукт его деятельности. Хотя свою теорию сновидений он создавал в рамках традиционной естественнонаучной концепции, З.Фрейд заимствовал из мифологической метод выявления скрытого за символами (образами) содержания сновидения. Согласно представлению З.Фрейда сны являются функцией психики, отражают внутренние конфликты и служат для их переработки и разрешения.

Созданное З.Фрейдом психоаналитическое направление, дополненное К.Юнгом, А.Адлером и др., стало шире - психологическим, и главенствующим на протяжении всего XX века.

Между тем, другое направление в рамках естественнонаучной концепции, собственно физиологическое, с развитием технических средств для исследования процессов при физиологическом состояния сна приводит к появлению работ таких ученых как J.Lhermitte (1941), H. Roger (1946), отечественных М. И. Аствацатурова (1935 г.), П. К. Анохина (1945 г.), Ф.П. Майорова (1951 г.), в которых утверждается о связи психической деятельности с физиологическими процессами головного мозга. И.Е. Вольперт (1966) в своей работе «Сновидения в обычном сне и гипнозе» опытным путем доказал определенную зависимость содержания сновидения от качества внешних и внутренних раздражителей.

В.Н. Касаткин (1983), который рассматривал сновидения как условно-рефлекторный процесс, пошел еще дальше и в своей работе «Теория сновидений» на основе обширного исследования утверждал, что "мы можем вызвать сновидение почти любого содержания, действуя на спящего различными физическими раздражителями"(3).

Таким образов внутри естественнонаучной концепции к концу XX века и по сегодняшний день сложились два фундаментально различных подхода - психологический и физиологический с большим разнообразием моделей, обусловленных различными школами и направлениями.

Как видно из обзора научной литературы, единой общепризнанной концепции понимания природы сновидений не существует и проблема научного подхода к их изучению остаётся открытой.С психологической точки зрения какой-либо сон может говорить о вытесненном конфликте, а для «физиолога» тот же сон может трактоваться как отражение определенной физиологической реакции организма.Исследование, направленное на выявление взаимосвязей между двумя концепциями, может приблизить нас к пониманию природы сновидений.

Поэтому целью данной работы стало исследование содержания сновидений как у лиц с психологическими переживаниями (расстройствами), так и соматическими заболеваниями. Объектом исследования – содержание сновидений. Предмет исследования - взаимосвязь между содержанием сновидений и психическими переживаниями (расстройствами) и соматическими заболеваниями.

Исходя из целостности окружающего мира, человеческой природы и организма человека логично предположить, что и природа сновидений едина.Поэтому была выдвинута гипотеза о наличии единых образов-маркеров заболеваний (расстройств), независимо от того, носит ли заболевание (расстройство) соматический или психогенный характер.К тому же в данном случае для проверки гипотезы можно опираться на объективные данные - выраженную симптоматику заболевания и медицинские заключения.

Были поставлены следующие задачи:

Провести анализ содержания сновидений лиц с психологическими переживаниями (расстройствами) и соматическими заболеваниями.

Выявить образы-маркеры психологических и соматических заболеваний (расстройств).

Образы сновидения не передаются сновидцем напрямую. Они передаются только через описание содержания сна. В итоге мы получаем текст, наделенный в силу образности, наличия сюжета и фабулы художественной формой. Поэтому экспериментальное исследование сновидений осуществлялось на основе таких методов как:

- сравнительно-сопоставительный;

- биографический;

- методы и приемы, применяемые в текстологии.

Применялись следующие методики:

- систематизация значимых образов-маркеров с использованием схемы категоризации.

- объективация содержания сновидений, разработанная автором для эмпирического исследования связи между сновидением и физическим (психологическим) состоянием.

- разработанное автором структурное интервью для получения наиболее полной информации о содержании сновидения и его связи со значимыми событиями жизни сновидца в наблюдаемый период.

Исследование проводилось по России, среди русскоязычных сновидцев стран ближнего и дальнего зарубежья с 1996 года по 2017 г. Для данной работы из массива проанализированных сновидений была сделана ключевая выборка за последние три года – с 2013 по 2016, в которую вошли 342 человека и 522 сновидения. Из 342 обследованных сновидцев в наблюдаемый период 160 имели психологические переживания (расстройства), у 90 сновидцев имелись соматические заболевания, 92 находились в условной норме здоровья.

Теоретическая значимость работы в том, что примененная совокупность методов и методик позволила приблизиться к построению новой модели, отражающей феномен сновидения. Согласно ей, первичным источником сновидений является область несознательного, посылающего сигнал (информационный код) в подсознание, где он оформляется в ряд связанных между собой универсальных образов, затем обрабатывается сознанием, которое в свою очередь наделяет его логичностью, последовательностью изложения, индивидуальными личностными характеристиками, и в таком виде становится нам доступным для восприятия.

Новизна заключается в предложенной методике объективации, позволяющей унифицировать содержание сновидений, сделать его пригодным для последующего анализа. Это позволило:

- выявить образы-маркеры, отражающих наличие психологических переживаний (расстройств), соматических заболеваний, в том числе приближение к терминальной стадии, своеобразие и динамику их протекания.

- открыть принцип динамичности - свойство архетипического образа менять свое внешнее выражение в зависимости от характера отражаемого им события, что позволяет передавать (показывать) характерные черты отражаемого в содержании конкретного процесса заболевания.

Практическая значимость заключается в раскрытии диагностического потенциала образов-маркеров психологических переживаний (расстройств) и соматических заболеваний. Это позволяет использовать сновидения как дополнительный источник информации:

- при наличии заболевания (расстройства) задолго до манифестации симптома, то есть, в целях ранней диагностики.

- для выявления причины заболевания (расстройства), что позволит вести более целенаправленную психотерапию и лечение соматических заболеваний;

- для оценки эффективности проводимой терапии (лечения).

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

 

Оглавление

Глава I. Теоретические основы анализа содержания сновидений.

Глава II. Методы и дизайн исследования

Глава III. Экспериментальное исследование

Заключение

Вход в Личный кабинет